Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствуем Вас Гость!
Воскресенье, 22.10.2017, 18:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 413

Поиск

Погода в Колежме

Смотри на сайте

Село Колежма разбросано в поразительном беспорядке, и вероятно оттого, что первоначальные жители предпочитали близость моря удобству местоположения. Местность вплотную изрыта огромными скалами, неправильно раскиданными, отделяющими один дом от другого на заметно большие расстояния. Оба ряда домов идут по обеим сторонам речонки, на противоположной стороне которой видится церковь, мелькают флюгарки, вытянутые в прямое, колебательное положение; слышится ужасный свист ветра. Читать далее...(Максимов С. Год на Севере. 1856 г)

Статистика сайта

Главная » » История села

Пертозерский раскольничий скит

Пертозерский раскольничий скит

    В середине 17 века, когда патриарх Никон провел церковную реформу, русское общество как бы раскололось на две непримиримые части. Многие, особенно в среде крестьянства, не приняли никоновских нововведений, твердо держались старой веры, стойко переносили преследования властей, нередко сами принимали мученическую смерть, сжигая себя в срубах и церквях.

    Одним из центров старообрядчества у нас на Севере было Выговское общежительство, основанное при Петре I братьями Денисовыми. В середине ХIХ века Выговская обитель была закрыта властями, но раскольники не сдавались. То тут, то там в Олонецком крае возникали небольшие раскольничьи обители, скиты. Из них "пропаганда" старой веры распространялась по окрестным селениям, число раскольников увеличивалось, несмотря на всяческие гонения церковных властей. И хотя церковная статистика уверяла, что старообрядцев в крае почти не осталось, в жизни было по-другому. Убежденных сторонников старой веры - явных и тайных - было много.

      Октябрьская революция "закрыла" этот вопрос, но корни старообрядчества не были пресечены. Сейчас, после разрешения старообрядчества официальной церковной властью, они дают свои всходы.

     В 30-х годах ХIХ века в местность Пертозеро, отстоявшую от Колежмы в 12 верстах, приехала на жительство вдова прапорщика Анна Карташева с сыном и дочерью из С.-Петербурга. Убежденная раскольница, она под строгим видом благочестия, в духе подвижничества и именем матушки наставницы стала образовывать раскольническую пустыню, и вскоре около нее уже образовалось с десяток келий. Доверие окрестным жителям она внушала своей подвижнической жизнью, большой начитанностью, часто выезжала для проповедей в Сумпосад, Шижню, Сороку, успела перекрестить в свою веру (филипповского толка) немало людей, особенно женщин.

    Анна Карташева умерла на 60-м году жизни, завещав свое дело дочери Анфисе, которая также отличалась твердостью в старой вере, умении убеждать людей. Доказательством этого можно привести ответ одного раскольника сумскому священнику: "Что тебе, батько, со мной толковать, я человек темный, ничего не знаю. Спрашивай матушку Анфису, она тебе расскажет. Куда хошь со мной, хоть в тюрьму сади, а уж от веры матушки Анфисы я не отопрусь".

   оторая вера гонима, та и верна", - в таком убеждении жили сумские раскольники и твердо стояли на этом.

    Как сообщали в 1910 году "Известия Архангельского общества изучения Русского Севера", в 1849 году Пертозерский раскольничий скит был уничтожен властями, но дело матушки Анфисы не заглохло, а продолжалось до кануна революции. В 80-х годах ХIХ века этот скит возродился, постепенно по берегам Тегозера и Пертозера появилось 35 келий с населением свыше 50 человек. Наставником и требоисправителем стал крестьянин Колежемской волости Федор Постников. Большинство раскольников в ските были местными, из крестьян Колежемской и Сорокской волостей, мещан Сумпосада, но приезжали староверы и из других губерний: Тверской, Костромской, Новгородской, Владимирской.

    Плашка с Пертозерского скитаГлавным занятием пертозерских раскольников было огородничество, чему весьма способствовала песчаная почва на берегах Тегозера и Пертозера. Садились репа, лук, редька, свекла, морковь, даже огурцы. И еще картофель, который когда-то в старину раскольники решительно отвергли. Большую часть картофеля и овощей раскольники продавали в богатый Сумпосад, на вырученные деньги покупали хлеб. Занимались пертозерцы, конечно, и рыбной ловлей, сбором ягод и грибов, но не охотились на птиц и зверей, считая за грех убивать из ружей. Ежегодно на Пертозере и Тегозере селились лебеди, раскольники их охраняли, воспрещая стрелять заезжим охотникам из Сумпосада и других селений.

    Большинство насельников пертозерских келий были люди пожилого возраста, главным смыслом жизни их стало спасение души, строгое соблюдение всех правил скитского жительства.

    Колежемский крестьянин Федор Постников, состоявший наставником более 20 лет, имел большое влияние на местных раскольников. В его доме помещалась молельня. На воскресные дни отправлялись всенощная и заутреня, начинавшиеся с 12 часов ночи и продолжавшиеся до 5 часов утра, а с 8 до 10 часов отправлялись т.н. часы и молебен. В Великий пост с 10 до 12 часов дня служились "часы" и вечерня, а с 5 до 7 часов вечера т.н. "Ефимов".

    Время от времени наставник ездил для исправления треб в Шижню, Сороку, Колежму, Нюхчу, Сумпосад. Некоторые крестьяне, особенно старые, заболев, перед смертью, по совету своих родственников-раскольников, перекрещивались в старую веру.

  Пертозерский скит стал известен и в других губерниях, немало раскольников из них стали приезжать для спасения души на берега Пертозера.

      В середине ХIХ века было закрыто знаменитое Выговское общежительство, был уничтожен и сам Пертозерский скит. Его последующее возрождение свидетельствовало не только о живучести старой веры, но и о живучести самой идеи староверия, "дониконовского" образа жизни.




    Источники:

  1. Васильев Ф. Пертозерский раскольничий скит // Газета "Северный курьер" от 31 июля 1999 г.
  2. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии" Выпуск III. г.Архангельск. 1896.
  3. Шешенин А. Раскольники в Сумском посаде Кемского уезда Архангельской губернии Архив РГО, фонд Архангельской губернии, р. 1, оп. 1. № 21.

      Автор текста: Jurist, © 2010


Категория: История села | Добавил: jurist (28.02.2010)
Просмотров: 2142 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
avatar
4
Расскажите, что за погост (церковь) стоял на берегу озера Курошозеро. Из рассказов пертозерцев там жил монах до 20 века, а рядом кладбище.
avatar
3
Благодарю Вас. Буду очень признателен, если опубликуете еще материалы по староверам.
avatar
2
Исправлено. Сведения об источнике указаны
avatar
1
Подскажите пожалуйста в каком издании находится источник: Васильев Ф. Пертозерский раскольничий скит?
avatar